Манипуляция cознанием

Манипуляция cознанием

Что такое манипуляция сознанием?

Манипуляция — первоначально — ловкость рук в обращении с предметами. В современном понимании манипуляция сознанием — программирование мнений и устремлений масс, их поведения, психического состояния с целью обеспечения поведения, требуемого «заказчику», «владельцу средств манипуляции». Это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие или угроза насилия.

Сокрытие факта манипуляции — обязательное условие. В противном случае эффективность манипуляции кардинально снижается. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на партнера или друга. Существует тонкая грань между этикетом, условностями, «нас возвышающим обманом» и манипуляцией.

Демократия, тоталитаризм — в чем их отличие в методах управления?

Демократий на самом деле много — рабовладельческая, вечевая, военная, прямая, вайнахская и т.д. В западной демократии граждане наделены равными частицами власти в виде «голоса». За их голоса ведется борьба методом манипуляции. В случае правления монарха (или генсека) власти не нужно манипулировать -достаточно принуждения, приказа или насилия. В демократическом обществе главный инструмент власти — манипуляция сознанием. Там, где манипуляция — основное средство социального контроля, как в США, разработка и усовершенствование методов манипуляции ценятся больше, чем другие виды интеллектуальной деятельности. Что лучше — принуждение или манипулирование? На самом деле мы имеем два типа деспотии — восточную и западную. При восточной деспотии главное — прямое принуждение и контроль за средствами производства. При западной — манипуляция сознанием и контроль за средствами массовой информации, а также школа. Внешнее подчинение уступает место внутреннему подчинению масс, от которого невозможно защититься. Наше общество называют тоталитарным или более мягко «теплое общество лицом к лицу». Открытость и демонстративность в установлении желаемых норм поведения главная черта нашего общества, в отличие от демократических обществ, где воздействие скрытое, через манипуляцию Для такого общества как у нас манипуляция «вредна для здоровья». Насколько успешны подходы используемые в идеократическом (тоталитарном) и демократическом обществе? Сравнивать эти подходы нужно с точки зрения главных функций: обеспечить устойчивость общества, его воспроизведение и выживание.

Идеократические (тоталитарные) общества поразительно устойчивы, когда удар наносится по всем или большей части (наших бьют). Удар по России, который воспринимался русскими как удар именно по России, залечивал и отменял все внутренние трения и противоречия. (Великая Отечественная война). Сегодняшнее наше обеднение не разрушило общество и не озлобило людей. На Западе спад в 1% — это кризис, который меняет все поведение людей. Люди рвут с друзьями, впадают в невротические состояния и т.д.

Зато такое общество как наше беззащитно против таких воздействий, которые не замечает западное общество. Достаточно зародить сомнение в праведности жизни, праведности власти и политический порядок может рухнуть. Идеократические (тоталитарные) общества держатся на нескольких священных идеях-символах и отношениях авторитета. Утрата уважения и авторитета к идеям-символам — гибель. Если противнику удается разрушить или опорочить эти святые символы — победа обеспечена. Таким символом был в России марксизм. Он имел свои недостатки, но он несмотря на нашу его критику, связывал общество в единое целое и его обоснованность по сравнению с либерализмом была не хуже. Не случайно Китай не спешит расставаться с этим символом, несмотря на то, что в деле построения капитализма они продвигаются успешнее нашего. Гражданское общество демократии нечувствительны к таким воздействиям.

В тоталитарном обществе человек сохраняет естественность психики, в демократическом — индустрия массовой культуры и манипуляции превращают человека в психоробота. Человек, ставший объектом манипуляции теряет свой статус друга, партнера, или соперника. Он более и не друг, и не партнер, и не соперник. Он становится вещью.

Основные доктрины манипуляции сознанием. В 1983 году академик Н.Н. Моисеев со своим коллективом проверил гипотезу, выдвинутую ученым из США К. Саганом о вероятных последствиях широкомасштабной ядерной войны и на математических моделях подтвердил предсказание о том, что в результате войны на Земле возникла бы «ядерная ночь», а затем «ядерная зима» и все живое погибло. Поэтому вследствие угрозы обоюдного уничтожения в случае войны, главным инструментом обеспечения господства являются средства воздействия и изменения индивидуального и общественного сознания — high-hume технологии, теории изменения общественного сознания Антонио Грамши, психологическая теория Скиннера и многие другие техники, которые засекречены. Манипуляцию общественным сознанием можно уподобить войне маленькой, хорошо организованной армии против огромного мирного населения и успех в ней определяется умением не допустить организованного сопротивления — не допустить осознания применения психотропного оружия, ибо эффективность в этом случае кардинально падает. Важное значение имеет также распространение западных общественных теорий и теорий управления: финансами, персоналом, сбытом, производственными операциями и т.д. Это готовые блок-схемы и психоматрицы нашего поведения и принятия решений.

Учение о гегемонии Антонио Грамши

Основатель и теоретик итальянской коммунистической партии свои основные работы написал в тюрьме, куда его посадили фашисты в 1926 г. и освободили по амнистии в 1934 г. совершенно больного. Умер Антонио Грамши в 1937 г. Грамши развил и преодолел недостатки марксизма-ленинизма. Именно согласно учению Грамши о гегемонии (часть общей теории революции как слома и перехода к другому социально-политическому строю) произошла «перестройка» — демонтаж социалистического строя в СССР развал и замена его на существующий ныне уклад. Суть учения состоит в следующем:

Власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти — не только принуждение, но и убеждение. Именно в силе и согласии гарантия стабильности власти. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия Грамши называет гегемонией. Гегемония предполагает не только согласие, но благожелательное (активное) согласие. По Грамши, «государство — это вся совокупность практической и теоретической (идеологической) деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых». Проблема гегемонии (власти) — как с помощью «подвижного равновесия» временных блоков различных социальных групп, используя «ненасильственное принуждение», используя манипулирование подчиненными группами против их воли, добиваться стабильности общества и править в интересах малой части общества. Гегемония — главная сила государства и основа власти господствующего класса. Технология слома государства — есть технология подрыва гегемонии.

Подрыв гегемонии — «молекулярный процесс», а не столкновение классовых сил как вульгарно, механистически трактовал революционный процесс марксизм, невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой «коллективной воли» — условие революции. Как подорвать «культурное ядро» ? «Необходимо огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей и телепередач которые в своей гигантской совокупности и образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля той степени однородности, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве».

Надо прежде всего воздействовать не на теории противника, а на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. Самый эффективный способ воздействия — неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. По Грамши, «массы как таковые не могут усваивать философию иначе, как веру». Поэтому Грамши отмечает большую роль церкви, которая поддерживает религиозные убеждения с помощью непрерывного повторения молитв и обрядов.

Главная действующая сила в установлении или подрыве гегемонии — интеллигенция. Ведущая общественная функция интеллигенции — не профессиональная (инженер, ученый, врач и т. д.) В современном обществе именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса — главный смысл существования интеллигенции. Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги. «Интеллигенты служат „приказчиками“ господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненным задачам социальной гегемонии и политического управления.» Кроме того в обществе имеется «традиционная» интеллигенция, которая служила группе, утратившей гегемонию и которая не стала менять знамя. Обычно новая, получившая гегемонию группа, старается ее «приручить».

Самое крупное подтверждение верности теории Грамши — успешный приход к власти партии Индийский национальный конгресс и ненасильственное освобождение Индии от колониальной зависимости. Множеством «малых дел и слов» партия завоевала прочную культурную гегемонию среди населения и проанглийская элита была бессильна что либо сделать — они утратили необходимый минимум согласия масс на поддержание прежнего порядка.

Психологический подход

Психологический подход изучает возможность манипуляции сознанием не на уровне групп больших или малых как учение А. Грамши, а на уровне отдельного индивидуума. Здесь имеется масса направлений, которые мы попытаемся упорядочить в историческом плане.

Работы русских ученых

Важной основой на этом направлении послужили работы И.П. Павлова. В 1903 г. русский психофизиолог В.М. Бехтерев издал книгу «Внушение и его роль в общественной жизни». Он описал явление массового внушения под влиянием «психического заражения», то есть при передаче информации с помощью разных знаковых систем. У Бехтерева внушение уже прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой «вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в это акте „Я “ субъекта». Производится ли внушение словами или другими знаками, «везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее привитие идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.» Убеждение предполагает активное участие субъекта, ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. Внушение (манипуляция), напротив, «обходит» разум субъекта. Оно эффективно, когда удается приглушить активность сознания, усыпить «часового»: «Внушение, в отличие от убеждения, проникает в психическую сферу личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляется здесь, как всякий предмет пассивного восприятия.» Примеры. Если слушать радио или телевидение, включенными негромко и при этом заниматься посторонними делами (слушать в пол-уха), то содержание радио или телепередачи будет фиксироваться в подсознании. Мы даже и вспомнить не сможем, о чем шла речь, но будем в нее верить. На этом же методе основаны исцеления бабушек-ворожей. Быстро и тихим голосом бабушка шепчет на ухо ребенку некоторые заговоры, которые проникают в подсознание минуя сознание и исцеляют заболевшего или испуганного ребенка.

Учение Зигмунда Фрейда

В 50-е годы основным подходом стал психоанализ и учение о подсознании. На практике идеями З. Фрейда очень эффективно пользовались фашисты в своей пропаганде. Гитлер и Геббельс знали как на митингах разжигать инстинкты, играть на страстях. Опытные демагоги, они умело сплавляли рабочих, мелких буржуа и студентов в однородную толпу, формируя по своей прихоти ее убеждения. Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила. Второй блок приемов фанатизирования массы опирается на инстинкт смерти ТАНАТОС — другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт. Культ смерти пронизывал всю риторику пропаганды: «мы — женихи Смерти» — писали фашисты-поэты. Режиссеры митингов-спектаклей возродили древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением. Цель была разжечь самые архаичные взгляды на смерть, «преодолеть» ее, самим стать служителями смерти — так удалось создать особый нечеловечески храбрый тип армии — СС.

Ученик Фрейда Эрнст Дихтер эмигрировал в США в 1938 г. Начал он с рекламы мыла, затем автомобилей и на волне увлечения американцев психоанализом создал «Американский институт по изучению мотивации поведения». Рекламируя товар, Эрнст Дихтер утверждал, что главная ценность товара для покупателя не в его функциональном назначении, а в удовлетворении запрятанных глубоко в подсознании желаний, о которых сам покупатель может даже не подозревать. Это темные инстинкты и тайные желания, «вытесненные» в подсознание именно потому, что они неприемлемы для сознания. Успех института Дихтера в рекламе привлек политиков и приемы манипуляции сознанием покупателей были перенесены на манипуляцию сознанием в политике, поскольку задачи были схожи. Далее возникли другие подобные институты, где велась разработка приемов манипуляции. На радио велись большие исследования того, ка влияет на подсознание пол диктора, тональность и тембр голоса, темп речи и т.д. Все эти наработки стали использовать в избирательных компаниях.

Важное направление в использовании психоанализа открыл Джеймс Вайкери

Он изучал влияние слов (семантики) на подсознание. Например, на подсознание сильно действует слово «жизнь» и производные от него, в том числе приставка «био». Отсюда мы видим массу примеров в рекламе ( «Лавка жизни», «БиоНормалайзер», «Биомаска» и т.д.) Найденные приемы и методы в области рекламы были затем перенесены в политику. Наибольшую известность Вайкери принесло открытие «сублиминальной», (т.е. подсознательной) рекламы или сублиминального кино. Известно, что восприятие человека имеет порог (ограничение). В сознание человека поступают только те сигналы, которые по своей силе и продолжительности превышают некоторый порог, а остальные, более слабые и краткосрочные сигналы (шумы) отсеиваются и как оказалось отпечатываются где -то в подсознании. Во время демонстрации фильмов Вайкери на мгновение (0,003 секунды) проецировал на экран слова «Кока-кола» и «Ешьте поп-корн». Эти сигналы были ниже порога восприятия, т.к. сознание фиксирует образы, которые задерживаются не менее 0,05-0,06 секунды. Но глаз-то их видел и в буфете во время таких сеансов продажа кока-колы возрастала на 16 %, а поп-корна (воздушной кукурузы) на 50 % !!! Для рекламы подобных продуктов эффективность была беспрецедентной. Специалисты увидели в этом открытии огромные возможности манипуляции поведения человеком вообще. Вскоре после открытия Вайкери исследования в этом направлении почти исчезли из открытой печати.

Использование сублиминального воздействия (его еще называют «25 кадром») запрещено в рекламе. Однако наличие «25 кадра» обнаруживается только с помощью аппаратуры. В России ни разу официально не было сделано официального заявления, что на телевидении существует обязательный контроль рекламы (и вообще передач) на отсутствие в них знаков подпорогового воздействия. Более того широко рекламируютсявидеокурсы иностранных языков, основанных на сублиминальном воздействии, где прямо говорится: «25 кадр из-за сверхвысокой эффективности был запрещен в рекламе, но не в образовании. Начиная с 50-х годов методика интенсивного обучения использовалась спецслужбами разных стран для подготовки агентов и дипломатов !» За небольшую плату в память будут вбиты 2000 слов, которые застрянут там навсегда «даже если язык не используется». Иными словами, реклама прямо обещает, что человек будет искалечен, ибо память может работать только непрерывно очищаясь от того, что не используется. Без забывания нет активной памяти.


 

↑ вверх


© Тибетская образовательная школа эзотерической астрологии, психологии и йоги «Sotis»
Гороскопы, персональные гороскопы, зодиакальные гороскопы, гороскопы на день, гороскопы на месяц, гороскопы на год, прочие гороскопы от астролога Дмитрия Синько